Графический эквалайзер - многодиапазонный корректор амплитудно-частотных характеристик электрических звуковых сигналов. Границы полного диапазона частот, в котором осуществляется коррекция амплитудно-частотной характеристики, определяются диапазоном частот, воспринимаемым слухом человека. Нижней границей этого диапазона являются звуковые колебания с частотой 20 Гц. (колебаний в секунду), а верхней - 20 КГц. (тысяч колебаний в секунду). рафический эквалайзер в зависимости от его точности, определяемой шириной одной полосы, может содержать различное число диапазонов, в которых производится установка значений амплитудно-частотной характеристики. Например, при ширине полосы, составляющей одну октаву, эквалайзер будет содержать 10 полос, при ширине полосы в 1/2 октавы - 15 полос, а при ширине полосы в 1/3 октавы - 31 полосу. Чем большее число полос содержит эквалайзер, тем точнее может быть подобрана его передаточная амплитудно-частотная характеристика, а, следовательно, и амплитудно-частотная характеристика выходного сигнала эквалайзера.
Третьоктавный эквалайзер может иметь не 31, а 30 полос, в которых производится коррекция амплитуды сигнала. Такой эквалайзер имеет несколько сокращенный диапазон частот. Обычно в нем отсутствует диапазон с частотой 20 Гц, а регулятор с частотой 25 Гц меняет уровень и всех тех частот, которые лежат ниже 25 Гц. 27-полосный эквалайзер может не иметь диапазонов с частотами 20, 25, 31.5 Гц и 20 КГц.
Различные функции эквалайзеров мы рассмотрим на примере полного 31-полосного графического эквалайзера, так как основные функции этого эквалайзера часто встречаются в эквалайзерах других типов.
Диапазон регулировки амплитудно-частотной характеристики
Цифровые значения, указывающие диапазон регулировки графического эквалайзера обозначают, на сколько децибел может быть увеличен или уменьшен уровень сигнала в любой из его частотных полос. Центральное положение ручек регуляторов уровней соответствует 0 дБ, поэтому полный диапазон регулировки эквалайзера будет определяться максимальным отклонением ручки от этого положения вверх или вниз. Этот диапазон может составлять ±12 или ± 15 дБ. Для точной настройки этот эквалайзер с помощью специального переключателя может быть сокращен до ± 6 дБ, что удобно при настройке звучания тракта систем воспроизведения звука.
Фильтр высоких частот
Этот фильтр иногда называют фильтром среза низких частот. При введении такого фильтра в цепь, он сильно ослабляет звучание частот, лежащих в диапазоне ниже 30 - 40 Гц. На некоторых типах графических эквалайзеров в дополнение к включателю этого фильтра придусматривается отдельный регулятор уровня ослабления, что позволяет устанавливать крутизну среза.
Фильтр низких частот
Этот фильтр также иногда называется фильтром среза высоких частот. Он предназначен для ослабления частот, лежащих в диапазоне от 8 -10 КГц и выше. Фильтр низких частот также может быть управляемым и иметь переменную частоту среза.
Обход
При включении обхода звуковой сигнал со входа эквалайзера подается прямо на его выход, минуя корректирующие цепи. Этой функцией удобно пользоваться при настройке эквалайзера для сравнения исходного сигнала со скорректированным.
Индикатор перегрузки
Свечение индикатора перегрузки предупреждает о наличии в выходном сигнале искажений перегрузки, вызванных слишком высоким напряжением входного сигнала. В случае перегрузки необходимо уменьшить или уровень сигнала, подаваемого на вход эквалайзера или его чувствительность.
Полосовые регуляторы уровня
С помощью полосовых регуляторов уровня производится усиление или ослабление спектральных составляющих звукового сигнала в диапазоне выбранной частотной полосы на величину, указанную рядом с ручкой регулятора. Установка уровня требует внимательного отношения. Чрезмерное ослабление спектральных составляющих вызывает частотный провал и звучание становится мертвым. Чрезмерный подъем вызывает частотный пик и сигнал на корректируемом участке спектра начнет звенеть.
Регулятор выходного уровня эквалайзера
Регуляторами выходного уровня эквалайзера устанавливается уровень его выходного сигнала. Максимальным положениям этих регуляторов обычно соответствует уровень усиления +6 дБ, хотя он может быть и больше. К помощи регуляторов выходного уровня прибегают при необходимости скомпенсировать ослабление среднего уровня сигнала, вызванное ослаблением его спектральных составляющих, и наоборот.
Параметрический эквалайзер
О работе этого типа эквалайзеров частично уже рассказывалось при описании принципа действия квазипараметрического эквалайзера входных каналов микшерных пультов. К сказанному остается добавить, что параметрический эквалайзер, как отдельное устройство, должен быть полным, то есть охватывать регулировкой весь диапазон звуковых частот и позволять устанавливать все три параметра перестраиваемых фильтров, из которых он состоит. Это является необходимым условием, позволяющим точно подобрать его амплитудно-частотную характеристику. К параметрам, определяющим вид этой характеристики, относятся частота, на которой производится подбор амплитудно-частотной характеристики, ширина полосы, определяющая вид функции подбираемого участка, и коэффициент передачи фильтра, от которого зависит степень подъема или спада характеристики на подбираемом участке. Каждый из этих параметров в пределах одной полосы устанавливается отдельным регулятором. Регулятор, устанавливающий коэффициент передачи фильтра, иногда называют регулятором усиления, а регулятор ширины полосы - регулятором добротности фильтра. Наиболее узкая полоса каждого из перестраиваемых фильтров соответствует их максимальной добротности и составляет до 1/20 октавы. Наиболее широкая полоса может составлять до 3 октав. Все это позволяет осуществлять на параметрическом эквалайзере более точные коррекции, чем на графическом.
Рядом с регулятором добротности, обозначаемым буквой Q, часто изображают примерный вид амплитудно-частотной характеристики фильтра, соответствующий различным его положениям. Этот вид характеристики получается только при максимальном коэффициенте передачи фильтра.
Полный параметрический эквалайзер содержит от 3 до 6 перестраиваемых фильтров, каждый из которых может работать на отдельном участке частотного диапазона или переноситься в любое его место.
Параметрические эквалайзеры часто применяются в цепях, подающих сигналы на мони-торную звуковоспроизводящую систему. С их помощью она поддается отладке легко и быстро, так как вид частотных характеристик, получаемых с помощью этих эквалайзеров, весьма точно отвечает характеру частотных искажений мони-торных систем, чем удобно пользоваться при их компенсации.
У параметрических эквалайзеров есть ряд других положительных свойств, благодаря которым им часто отдается предпочтение перед графическими. Например, ими удобно пользоваться в тех случаях, когда время, отведенное на полную перестройку звука, ограничено.
В сравнении с графическими эквалайзерами, параметрические создают меньше шумов и искажений, но уступают им в наглядности настройки. Чтобы научиться с ними обращаться, требуется определенное время. И если вы сможете управиться с канальными эквалайзерами микшерного пульта, опыт, необходимый для работы с параметрическими эквалайзерами, вы обретете.
АНАЛИЗАТОРЫ СПЕКТРА
В работе звукооператора могут оказаться полезными специальные сложные измерительные устройства, позволяющие наглядно определить спектральный состав звукового сигнала, называемые анализаторами спектра реального времени. Как и эквалайзеры, они могут содержать от 10 1-октавных полос, до 31 1/3-октавной полосы. Для индикации среднего уровня спектральных составляющих в каждой из полос на спектральных анализаторах часто применяют линейки светодиодных индикаторов, что делает их похожими на многоканальные индикаторы уровня.
По показаниям анализаторов спектра очень легко восстановить связь между звучанием и его спектральным составом, что позволяет точно выполнять требуемую коррекцию амплитудно-частотной характеристики эквалайзера.
С помощью анализатора спектра легко обнаруживать частотные пики и провалы.
Применение анализаторов спектра
Как вы знаете,амплитудно-частотная характеристика помещения, предназначенного для озвучивания, должна быть линейной. Она не должна содержать пиков и провалов, способных сказаться на результирующем звуке, получаемом в помещении. Поэтому, после сборки и первичной нвстройки системы звуковоспроизведения, приступают к анализу окраски звука, вносимой помещением. Используя широкополосный генератор и анализатор спектра вы сможете в кратчайшие сроки снять и скорректировать характеристику суммарного звучания помещения и системы звуковоспроизведения.
10-полосные анализаторы спектра предназначены в основном для ориентировочного анализа. Не смотря на то, что они стоят относительно недорого, с их помощью очень легко осуществлять точную настройку звука. К тому же, такой анализатор можно расположить в любом подходящем месте. 31-полосный анализатор спектра -это более громоздкое устройство, предназначенное для заделки в рэк. Такой анализатор часто имеет память для хранения измеренных спектров, которой пользуются при их сравнении. Сложные анализаторы могут иметь множество других дополнительных функций, например, регулировку времени срабатывания, ждущий режим, регулируемый порог разрешения и т.п. Точность измерения сложных анализаторов спектра может достигать 1дБ. Более дешевые варианты анализаторов имеют точность измерения до ЗдБ, что находится уже на пределе разрешающей способности слуха.
Настройка эквалайзера
Главный эквалайзер звуковоспроизводящей системы является связующим звеном между звучанием звуковоспроизводящей системы и звучанием помещения. Его главной функцией является коррекция звучания помещения, так как именно помещение, а не звуковоспроизводящая система, вносит наибольшие искажения в- звучание. Однако искажения, вносимые звуковоспроизводящей системой, тоже могут быть значительными.
Наиболее идеально звучащим помещением является студия, так как параметры звучания студий подбираются при помощи соответствующих акустических обработок.
Акустическое оформление залов, в которых проходит большинство концертов, редко бывает идеальным. А большие проблемы, как известно, требуют применения серьезных мер и, притом, достаточно быстро. Концертное выступление - это не магнитная запись, которую можно бесконечно доводить до совершенства. Твердый полированный пол, стекла окон и зеркал и предельно громкий звук, все это само по себе создает настолько страшное звучание, что вокалист и слушатели могут перестать понимать слова тестов. Причем если такое случится, то в этом будет виноват именно звукооператор.
Если вокалист во время концерта не будет слышать своего голоса, то в этом будет виноват звукооператор.
Если вы проводите концерт в помещении, где имеются ровные твердые поверхности сцены и пола, бетонные или кирпичные стены, жестяная крыша, плюс ваша некачественная звуковоспроизводящая система, которая создает искажения сама по себе, и если при всем этом вы забыли взять с собой главный эквалайзер, то вам остается надеяться только на то, что огромное количество посетителей заглушит своей массой все это, когда оно начнет греметь и дребезжать.